15.06.2023
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная
общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной,
дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому
ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для
полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью
социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в
индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний
лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного
возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления,
развития художественного, технического, социального творчества.
Цели и задачи программы
Цель-организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в
летний период.
Задачи:
1.Создание системы физического оздоровления детей в условиях
временного коллектива.
2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой
деятельностью.
3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
4.
Утверждение в сознании
школьников нравственной и культурной ценности.
5.
Привитие навыков здорового
образа жизни, укрепление здоровья.
6.
Приобщение ребят к
творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
7.
Развитие и укрепление
связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Принципы,
используемые при планировании и проведении лагерной смены
Безусловная безопасность всех мероприятий. Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой
и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации
всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение
каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми
участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении и
разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника
лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления
и виды деятельности
Художественно - творческое направление Трудовая
деятельность
Физкультурно-оздоровительная деятельность Эстетическое
направление
Образовательное направление Досуговая деятельность
Физкультурно
– оздоровительная работа . Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной
работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение
знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика(зарядка)
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе («Вас вызывает Спортландия»,
Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории»)
Эстафеты(спортивная игра «Веселые старты») Конкурсы(«Силачи-ловкачи»,«Снайперы»)
Спортивные праздники («Олимпийские надежды», «День бегуна»,
«День здоровья»)
Утренняя гимнастика проводится
ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, вне погоду
– в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического
развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего
физического тонуса навесь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные
элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально
окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость,
быстрота, выносливость, а коллективные игры–еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое
направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе,
и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать
и понимать.Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать
их –значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было
и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных
лагерей.
Задачи эстетической
деятельности:
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения
и общения; Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического
воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях:
музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы
проведения:
Конкурсы:«Минута Славы», «Самый, самый», «Пародия», «Пусть
всегда буду Я»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш
отрядный дом» Конкурс рисунков на асфальте «Мои каникулы»
Художественно–творческая
деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера
человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей,
кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным
назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей
и подростков.
Формы организации
художественно-творческой деятельности:
Изобразительная деятельность (оформление
газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая
пародия»). Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»). Игровые творческие
программы. Концерты («Звездопад»). Творческие игры («День рекордов»). Праздники
(«Здравствуй, лагерь!», «День России»). Выставки, ярмарки.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии
художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной
деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и
формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира,
свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные
педагогически организованные виды
Общественно полезного труда с целью передачи и
минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств,
эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы
работы:
Бытовой само обслуживающий труд;
Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории,
уборка в отрядных комнатах).
Бытовой само обслуживающий труд имеет целью удовлетворения
бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий.
Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора
и пыли, создания уюта.
Само обслуживающая деятельность детей в лагере
включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду
территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в секциях,
кружках, в которых они занимаются.
Образовательная
деятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление
к познанию нового, неизвестного, просто это
стремление к познанию нового, неизвестного,
реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята
стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа,
окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:
Расширение знаний детей об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
Экскурсии. Психологические тесты.
Чтение литературных произведений. Посещение выставок в
библиотеке, музее.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты,
которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое. Знания о малой Родине, о писателях
и поэтах Забайкалья, о героях Великой Отечественной войны.
Досуговая
деятельность
Задачи досуговой деятельности:
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации
досуга. Организовать деятельность творческих и музыкальных мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых
ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет
закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения,
удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального
и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация
досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности
ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой
деятельности:
Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие
виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный
способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями
являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки,
путешествия;
Отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает
ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
Самообразование
направлено на приобщение детей
культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии,
деловыеигры.
Творчество–наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники
лагеря посещают творческие мастерские.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности,
групп на основе общего интереса.
Механизм реализации
программы
I этап. Подготовительный
Этот
этап характеризуется тем, что за 3месяца до открытия пришкольного летнего лагеря
начинается подготовка к летнему сезону.
Деятельностью
этого этапа является:
-
Проведение совещаний
при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы
к летнему сезону;
-
Издание приказа по
школе о проведении летней кампании;
-
разработка программы деятельности пришкольного летнего лагеря с дневным
пребыванием детей «Яркое и весёлое лето!»;
-
подготовка методического
материала для работников лагеря;
-
отбор кадров для
работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; составление необходимой документации
для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции
т.д.)
II.
этап. Организационный
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
-
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и «Яркое и весёлое лето!»;
-
знакомство с правилами
жизнедеятельности лагеря.
III.
этап. Практический
Основной деятельностью этого этапа является: реализация
основной идеи смены;
Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих
дел;
Работа творческих мастерских.
IV.
этап. Аналитический
Основной идеей этого этапа является:
-
подведение итогов
смены;
-
выработка перспектив
деятельности организации;
-
анализ предложений
детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного
лагеря в будущем.
Условия реализации программы
1.
Нормативно-правовые условия:
§ Закон «Об образовании РФ»
§ Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
§ Устав МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов
§ Положение о лагере дневного пребывания
§ Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
§ Правила по технике безопасности, пожарной
безопасности.
§ Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению
несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
§ Инструкции по организации и проведению туристических походов
и экскурсий.
§ Должностные инструкции работников.
§ Заявления от родителей.
1. Материально-технические
условия предусматривают:
Место нахождения |
Применение |
Источник финансирования иматериальная база |
Ответственные |
Спортивный
зал |
Занятия
спортом, состязания, (в случае плохой погоды) |
Материальная база школы |
воспитатели |
Спортивная
площадка |
Площадка для
проведения обще лагерных игр на воздухе, спортивные состязания |
Материальная база школы |
воспитатели |
Праздничные
мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской |
Материальная база школы |
Воспитатели,
администрация лагеря |
|
Школьная библиотека |
Литература
для педагогов и детей лагеря |
Материальная база школы |
Библиотекарь |
Комнаты гигиены |
Туалеты, раздевалки |
Материальная база школы |
Начальник
лагеря, воспитатели, технический персонал |
3. Методические условия предусматривают:
- Наличие необходимой документации, программы,
планы;
- Проведение инструктивно-методических сборов
с педагогами до начала лагерной смены;
- Коллективные творческие дела;
- Творческие мастерские;
- Индивидуальная работа;
- деловые иролевые игры.
Кадровое обеспечение
В соответствии со штатным
расписанием в реализации программы участвуют: Координаторы смены:
-
начальник
лагеря
-
воспитатели
(из числа педагогов школы),
Вводная диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное
выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, воспитателей. Пошаговая диагностика Оценка результатов мероприятий и дел лагеря предыдущего
дня. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события
в общее обсуждение). Итоговаядиагностика Анкетирование. Творческий отзыв (стенгазета и презентация «Наш лагерь») . Беседы в отрядах. Оценка результатов мероприятий и дел лагеря всей смены. Фабрика достижений лагеря. Работа по сплочению
коллектива воспитанников Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми
проводятся: -
Огонёк «Расскажи мне
о себе». -
Коммуникативные игры
«Снежный ком», «Назовись». -
Игры на выявление
лидеров «Верёвочка», «Карабас» -
Игры на сплочение
коллектива «Зоопарк–1»,«Заколдованный замок», -
«Шишки, жёлуди, орехи»,
«Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», -
«Хвост дракона», «Зоопарк-2».Диагностика
Профилактические
мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни
детей в летний период
Инструктажи:
Инструктажи для детей:
«Правила
пожарной безопасности»;
«Правила
поведения детей при проведении прогулок, экскурсий и походов»;
«Безопасность
детей при проведении спортивных и массовых мероприятий»;
«Правила
безопасности при терактах»;
«По
предупреждению кишечных заболеваний»;
«Меры
безопасности жизни детей при укусе клещом»;
«Правила
дорожного движения».
Беседы:
Беседы о
здоровье («Минутка здоровья»):
«Как
ухаживать за зубами?»;
«Путешествие
в страну «Витаминию»;
«Как
беречь глаза?»;
Игра-беседа
«Уроки безопасности при пожаре».
Беседы по основам безопасности
жизнедеятельности («Утренняя пятиминутка»):
«Один
дома»;
«Правила
поведения с незнакомыми людьми»;
«Правила
поведения и безопасности человека на воде»;
«Меры
доврачебной помощи»;
«Осторожно,дорога»;
«Ролики,
скейтборды и дорога».
Работа по развитию творческих способностей детей:
Оформление
отрядных уголков, стенных газет;
Ярмарка
идей и предложений;
Конкурсы
рисунков на асфальте: «Моя фантазия», «Я люблю тебя, Россия» и др.
Коллективные творческие дела:
«Алло!
Мы ищем таланты!»;
«День
независимости России»;
Конкурс
агитбригад;
«День
памяти»;
Театрализованное
закрытие лагерной смены «А вот и мы!».
Мероприятия на развитие творческого мышления:
загадки,
кроссворды,
ребусы,
викторина
«Смекалка,
эрудиция
и смех– неотъемлемый успех!»,
конкурсная
программа «Эрудит–шоу»,
конкурс–игра
«Весёлые минутки»,
конкурс
танцевального мастерства «В ритме танца»,
конкурс
небылиц «Как меня собирали в лагерь»,
интеллектуальная
игра «Разноцветная капель»,
конкурс–игра
«Счастливый случай»,« Поле чудес»;
Итоговая
выставка поделок, рисунков .
Режим дня
08:45 – осмотр помещения лагеря
09:00 – сбор
детей
«Солнышко встаёт – спать ребятам не даёт»
09:00 – линейка
«Все
пришли? Пересчитайся!
На ЛИНЕЙКУ собирайся!»
09:15 – зарядка
«В тот час же по порядку
Все ребята на ЗАРЯДКУ!»
09:30 – 11.30- мероприятия по плану
«Вот пришел веселый час
ПРАЗДНИК ждет тебя сейчас!
Время ИГРАТЬ несётся вскачь,
Ждёт тебя весёлый мяч!»
11:30-12:00 – свободное время, подготовка к следующему
дню
«Мы немного отдохнем и ИТОГИ
ПОДВЕДЕМ!»
12:00 – уход детей домой
«А теперь всем: "ДО
СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!»