УТВЕРЖДАЮ
Подписано цифровой подписью:
Колесникова Татьяна Владимировна
DN: cn=Колесникова Татьяна Владимировна,
o=МБОУ-ООШ №14х.Ильинов, ou,
email=super.schkol2013@yandex.ru, c=RU
Дата: 2024.09.01 14:19:10 +03'00'
Версия Adobe Reader: 11.0.15
Директор МБОУ-ООШ №14
х.Ильинов
Т.В.Колесникова
«29» августа 2024г
Индивидуальный учебный план обучения по
программе основного общего образования
для обучающихся с умственной отсталостью
( нарушением интеллекта) (вариант 1)
МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов
на 2024-2025 учебный год
1
Пояснительная записка
к учебному плану индивидуального обучения на дому по
адаптированной основной общеобразовательной программе
основного общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (нарушением интеллекта), вариант 1
на 2024-2025 учебный год
Учебный план индивидуального обучения на дому по адаптированной
основной общеобразовательной программе основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) вариант 1
составлен на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об
образовании в Российской Федерации";
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября
2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письма Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении
условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»;
- Устава МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов
Учебный план является нормативным документом, регламентирующим
содержание образования и особенности организации образовательной
деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Основания для обучения по индивидуальной программе на дому:
• заключения ВЭК;
• рекомендации ПМПК;
• согласие родителей (законных представителей) - заявление.
Учебный план для 5-9 классов в условиях ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1,
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение в 5-9 классах и
учебным предметам.
Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в
соответствии с годовым календарно-учебным графиком на 2024-2025 учебный год.
Учебный план ориентирован на 34 учебных недели. Нормативный срок
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляет 5
лет (5-9 классы).
На основе учебного плана организован учебно-воспитательный процесс по
5-дневной учебной неделе.
Продолжительность урока - 30 минут.
2
Коррекционные индивидуальные занятия по развитию психомоторики и
сенсорных процессов проводятся школьным психологом 15-25 минут.
Максимальный общий объем недельной нагрузки, определяется в
соответствии с ФАООП УО и СанПин.
Учебный план индивидуального обучения на дому по АООП
разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и их
заболеваний, рекомендаций ПМПК, медицинских рекомендаций, согласовывается
с родителями (законными представителями).
Учебный план индивидуального обучения на дому включает
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных
из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных
потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося
с указанием объема учебной нагрузки.
Все учебные предметы максимально индивидуализированы и направлены,
прежде всего, на преодоление недостатков в результате нарушений
психофизического развития детей; решение вопроса развития их речи, как ее
регулирующей, так и коммуникативной функций, вопроса адаптации к жизни в
обществе.
В учебном плане предусматриваются часы самостоятельной работы, которые
включаются в максимальную недельную нагрузку обучающегося. Самостоятельная
работа выполняется обучающимися на дому по заданию педагогического
работника. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально
в условиях школы, либо с частичным посещением школы.
С согласия родителей (законных представителей) и при отсутствии
медицинских противопоказаний практикуется проведение уроков в школе для
социализации обучающихся. Обучение предметов «Физическая культура», может
проводиться в учебных помещениях по желанию родителей (законных
представителей) в соответствии с медицинским заключением.
Внеурочная деятельность
направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы начального общего образования, основного
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого
образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной
(экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение
общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной
организации.
Школа осуществляет
образовательную деятельность и
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий,
направленных на их развитие.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и
внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы
основного общего образования определяет МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.
Время, отведённое на внеурочную деятельность не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится - поурочно, по
3
темам и по учебным четвертям в форме устных и письменных ответов, за
которые выставляется оценка по 5-ти балльной шкале, используется только
положительная и не различаемая по уровням фиксация. Результаты
продвижения учащихся в развитии оцениваются на основе анализа их
продуктивной деятельности. Периодичность и формы текущего контроля
обучающихся (по темам, поурочно) определяет учитель самостоятельно с
учетом требований ФГОС, с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся соответствующего класса, содержанием адаптированной
общеобразовательной
программы,
используемых
образовательных
технологий. Периодичность и формы текущего контроля учитель указывает в
рабочей программе по предмету, учебному курсу.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с «Положением о
формах,
периодичности
и
порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - основная
общеобразовательная школа №14 х.Ильинов и на основании пункта 1 статьи
58 «Промежуточная аттестация обучающихся» Федерального закона от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» освоение
образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объёма
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в
формах, определённых учебным планом, и в порядке, установленной
образовательной организацией.
Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение
степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным
предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных
образовательных программ общего образования (по уровням общего
образования) за учебный год.
Обучающие изучают основные общеобразовательные предметы с учебной
недельной нагрузкой в V- VIII классах - до 10 часов, в IX классе - до 11 часов.
Учебный план включает предметные области и соответствующие им предметы,
наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности.
Обязательная часть учебного плана представлена следующими
предметными областями и учебными предметами:
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение).
Русский язык..
(Формирование навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой.
Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач). Одно из
четырех занятий обучающийся посещает вместе со всем классом.
Чтение( Литературное чтение)
(Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
4
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения,
осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных
текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений).
Предметная область «Математика».
Учебные предметы: Математика. Информатика Математика.
(Овладение математическими вычислениями, решением арифметических задач .
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и др.
В различных видах практической деятельности).Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни).
Информатика
(Практика работы на компьютере: назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода, обработки информации; включение и
выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура,
элементарное представление о правилах клавиатурного письма, пользование
мышью, использование простейших средств текстового редактора.
Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение
к
техническим
устройствам.
Работа
с
простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Ввод и редактирование
небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в
графическом редакторе, программах WORD И POWER POINT. Организация
системы файлов и папок для хранения собственной информации в
компьютере, именование файлов и папок. Работа с цифровыми
образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных
носителях.)
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Биология, География.
Биология
(позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового и полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы
тесно связано с деятельностью человека и человек — часть природы, его
жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и
последующих поколений.)
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: География, Мир истории, Основы социальной жизни,
История Отечества.
География
(формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
5
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран. Формирование умения выделять, описывать и
объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф, овладение основами
картографической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.)
Основы социальной жизни
(расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни; формирование и развитие
навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением
домашнего хозяйства; ознакомление с основами экономики ведения
домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; практическое
ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной
направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и
предприятий социальной направленности; усвоение морально-этических
норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием
деловых бумаг); развитие навыков здорового образа жизни; положительных
качеств и свойств личности.)
История Отечества
(овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях
отечественной истории; формирование у учащихся представлений о жизни,
быте, труде людей в разные исторические эпохи; формирование
представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся
достижениях, памятниках; формирование представлений о постоянном
развитии общества, связи прошлого и настоящего; усвоение учащимися
терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода
развития истории; формирование интереса к истории как части
общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания
.формирование у школьников умений применять исторические знания для
осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с
другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе; воспитание учащихся в духе патриотизма,
уважения к своему Отечеству; воспитание гражданственности и
толерантности; коррекция и развитие познавательных психических
процессов.)
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Адаптивная физическая культура.
(формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима
6
питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической
культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др). Занятия
проходят вместе с классом с учетом здоровья обучающегося.
Предметная область «Технология».
Учебный предмет: Труд(технология)
( определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по
технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, а
также в содержание программы включены первоначальные сведения об
элементах организации уроков трудового обучения).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Время, отводимое на данную часть, может быть использовано на увеличение
количества учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части; на введение новых учебных курсов,
обеспечивающих интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, на
особенности и традиции школы, личные интересы и склонности обучающихся.
7
Недельный учебный план
индивидуального обучения на дому Туфиева Али по адаптированной основной
общеобразовательной программе основного общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (нарушением интеллекта), вариант 1
МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов
на 2024-2025 учебный год
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
VII
На
дому
В классе Всего
Русский язык
4
3
+1
Чтение
(Литературное чтение)
4
4
Учебные предметы
1.Язык и
речевая
практика
2. Математика
Математика
Информатика
3+1
1
3+1
1
3. Естествознание
Природоведение
-
-
Биология
2
2
География
Основы
социальной жизни
Мир истории
2
2
2
2
-
-
История Отечества
2
2
-
-
-
-
6. Физическая
культура
Музыка
Рисование
(изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая
культура
2
-
7. Технологии
Труд (технология)
7
7
4.Человек и
общество
5. Искусство
Итого
29
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
30
4
4
1
2
2
Внеурочная и коррекционно-развивающая деятельность
Направления
Информационно просветительские занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Названия
Формы
организации
Количество часов в
неделю
«Разговор о важном»
Час общения
1
8
Информационно просветительские занятия
профориентационной
направленности
Занятия по формированию
функциональной
грамотности обучающихся
Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей обучающихся
коррекционно-развивающая
область (коррекционные
занятия и ритмика)
Итого за неделю
Занятие по
профориентации
"Россия-мои
горизонты"
Внеклассные
воспитательные
события
Соц.педагог
психолог
Час общения
Тематические
занятия
тематические
занятия,
встречи,
экскурсии
1
1
1
1
5
9