УТВЕРЖДАЮ
Подписано цифровой подписью: Колесникова
Татьяна Владимировна
DN: cn=Колесникова Татьяна Владимировна,
o=МБОУ-ООШ №14х.Ильинов, ou,
email=super.schkol2013@yandex.ru, c=RU
Дата: 2024.09.01 14:20:13 +03'00'
Версия Adobe Reader: 11.0.15
Директор МБОУ-ООШ №14
х.Ильинов
Т.В.Колесникова
«29» августа 2024г
Индивидуальный учебный план обучения
по программе начального общего образования для обучающихся
с расстройствами аутистического спектра (РАС) вариант 8.4
Пояснительная записка
к учебному плану АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.4.)
Учебный план для обучающихся с РАС с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 8.4, на 2024 2025 учебный год разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, утвержденного Приказом Министерства образования и науки
РФ от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ»
в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральной адаптированной образовательной программой начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023;
Приказом Минпросвещения России от 17 июля 2024г. № 495 «О внесении
изменений в некоторые приказы Минпросвещения России, касающиеся
адаптированных образовательных программ»;
Уставом МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов.
Учебный план образовательной организации, реализующей АООП НОО
обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), фиксирует общий
объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
1
МБОУ-ООШ №14 х.Ильинов функционирует в режиме пятидневной рабочей
недели (1-4 классы). Недельная нагрузка определена в соответствии с возрастными,
интеллектуальными и психофизическими возможностями детей с ограниченными
возможностями здоровья. Начало, продолжительность учебного года и каникул
устанавливаются в соответствии с годовым календарным графиком.
Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся
дополнительных первых и 1-го классов (устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы) и 34 недели для обучающихся остальных
классов.
Срок освоения АООП НОО (вариант 8.4) обучающимися с РАС, осложненными
умственной отсталостью, составляет 6 лет с пролонгацией 1 класса (по решению
педагогического совета, с учетом мнения родителей (законных представителей)
обучающегося).
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока.
АООП НОО обучающихся с РАС в варианте 8.4 может включать как один, так и
несколько учебных планов. Специальная индивидуальная программа развития
(СИПР), разрабатываемая образовательной организацией на основе АООП,
включает индивидуальный учебный план (ИУП), который устанавливает
предметные области, предметы и коррекционные курсы, соответствующие особым
образовательным потребностям конкретного обучающегося.
Общий объѐм нагрузки, включенный в индивидуальные учебные планы, не может
превышать объѐм, предусмотренный учебным планом АООП обучающихся с РАС
(вариант 8.4).
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП обучающихся с РАС
определяет образовательная организация.
Настоящий учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть
учебного плана включает:
шесть образовательных областей, представленных десятью учебными
предметами;
коррекционно – развивающие занятия (включенные в максимально
допустимую нагрузку обучающегося).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает:
коррекционные занятия, проводимые различными специалистами;
внеурочные мероприятия.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося,
а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ
2
нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа
жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана для обучающихся с РАС дополнительных, 1-4х классов представлена следующими учебными дисциплинами:
Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена предметом
«Речь и альтернативная коммуникация». Данный предмет имеет практическую и
коррекционную направленность, способствует развитию речи как средства
общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными; умению пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач; глобальное чтение в доступных ребенку пределах,
понимание смысла узнаваемого слова; развитие предпосылок к осмысленному
чтению и письму; обучение чтению и письму.
Образовательная область «Математика» представлена предметом
«Математические
представления».
Имеет
предметно-практическую
направленность с целью обеспечения жизненно важными математическими
знаниями, умениями и навыками обучающихся. Способствует развитию
элементарных математических представлений о форме, величине; количественных
(дочисловых), пространственных, временных представлений; представления о
количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку
пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Формируется умение использовать математические знания при решении
соответствующих возрасту житейских задач
Образовательная область «Окружающий мир» включает в себя учебные
предметы: «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный
мир»,
«Домоводство».
Данная
образовательная
область
способствует
формированию у обучающихся представлений о явлениях и объектах неживой
природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе,
умение адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям; представлений о животном и растительном мире, их
значении в жизни человека; элементарные представления о течении времени;
представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Формируется умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей; умение поддерживать образ
жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
представление о семье, взаимоотношениях в семье; умение принимать посильное
участие в повседневных делах дома. Формируются представление о
межличностных и групповых отношениях; накопление положительного опыта
сотрудничества и участия в общественной жизни, овладение первоначальными
3
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами
«Изобразительная деятельность», «Музыка и движение». Изучение этих предметов
способствует эстетическому воспитанию учащихся, развивает зрительное и
слуховое восприятие, моторику, снимает эмоциональное напряжение. Формирует
способность к самостоятельной изобразительной деятельности, готовность к
участию в совместных мероприятиях.
Образовательная область «Физическая культура» (предмет «Адаптивная
физкультура) формирует двигательные умения школьников, потребность в
здоровом образе жизни, способствует укреплению здоровья учащихся, освоение
доступных видов физкультурно – оздоровительной деятельности. Формирует
восприятие собственного тела, своих физических возможностей и ограничений
соотнесение
самочувствия
с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и независимостью.
Образовательная область «Технологии» представлена предметом
«Труд (технология)» (2-4 классы). Данная область способствует овладению
навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для
самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой
деятельности; обогащение положительного опыта и установки на активное
использование освоенных навыков для индивидуального жизнеобеспечения.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы;
формирование социально
приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного
поведения: крик, агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных
специфических образовательных потребностей обучающихся РАС, осложненными
умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
с ТМНР), не охваченных содержанием программ учебных предметов;
дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений,
которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательного
процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметнопрактическая
деятельность,
экскурсии,
наблюдения
за
окружающей
действительностью и т. д.).
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
4
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 10-15
минут.
Выбор дисциплин коррекционно – развивающей направленности для
индивидуальных и групповых занятий осуществляется образовательной
организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с
РАС и на основании рекомендаций ПМПК.
Коррекционные занятия (часть, формируемую участниками образовательных
отношений) включают:
«Эмоциональное и коммуникативно–речевое развитие»;
«Сенсорное развитие»;
«Предметно-практические действия»;
«Двигательное развитие»;
«Коррекционно–развивающие занятия».
Коррекционный курс «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие
(альтернативная коммуникация)». Основные задачи реализации содержания:
формирование разнообразных моделей общения с постепенным сокращением
дистанции взаимодействия с окружающими, возможных форм визуального и
тактильного контакта, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации
общения; формирование коммуникативных навыков, включая использование
средств альтернативной коммуникации.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие». Основные задачи реализации
содержания: обогащение чувственного опыта через постепенное расширение
спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов;
формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным
способом; формирование и расширение набора доступных бытовых навыков и
произвольных практических действий; формирование навыков предметнопрактической и познавательной деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие». Основные задачи реализации
содержания: мотивация двигательной активности; поддержка и развитие
имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и
профилактика возможных двигательных нарушений; освоение новых способов
передвижения (включая передвижение с помощью технических средств
реабилитации); формирование функциональных двигательных навыков; развитие
функции руки, в том числе мелкой моторики; формирование зрительнодвигательной координации, ориентировки в пространстве; обогащение
сенсомоторного опыта.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия». Основные задачи
реализации содержания: формирование интереса к предметному рукотворному
миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать
5
определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных
действий.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия». Основные
задачи реализации содержания: коррекция отдельных сторон психической
деятельности, нарушений познавательной и эмоционально- личностной сферы;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Формирование социально
приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного
поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия,
самоагрессия, стереотипии и другие проявления); дополнительная помощь в
освоении отдельных предметно-практических действий, в формировании
представлений, в формировании и закреплении базовых моделей социального
взаимодействия; развитие индивидуальных способностей обучающихся, их
творческого потенциала.
В 2024-2025 учебном году по согласованию с родителями (законными
представителями) обучающегося с РАС педагогом-психологом и логопедом будут
организованы коррекционные занятия «Эмоциональное и коммуникативно –
речевое развитие»;
«Сенсорное развитие»;
«Предметно-практические действия»;
«Коррекционно–развивающие занятия».
Использование ИУП позволяет формировать учебную нагрузку гибко, с учетом
индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, избегая
перегрузку обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития.
6
Предметные
области
Классы
Количество часов в неделю
Всего
Учебные предметы
I
доп.
I
доп.
I
II
III
IV
Язык и речевая
практика
Речь и
альтернативная
коммуникация
3
3
3+1
3
2
2
16
Математика
Математические
представления
2
2
2+1
2
2
2
12
Окружающий мир
Окружающий
природный мир
2
2
2
2
2
2
12
Человек
3
3
3
3
3
3
18
Домоводство
-
-
-
-
2
2
4
Окружающий
социальный мир
1
1
1 +1
1
2
2
9
Музыка и движение
2
2
2
2
2
2
12
Изобразительная
деятельность
3
3
2+1
3
2
2
16
Физическая
культура
Адаптивная
физкультура
2
2
2
2
2
2
12
Технологии
Профильный труд
2
3
3
6
23
23
120
Обязательная часть
Искусство
Итого
18
18
18
20
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
3
3
3
3
Внеурочная деятельность (коррекционные
курсы):
10
10
10
10
10
10
60
Эмоциональное и коммуникативноречевое развитие
2
2
2
2
2
2
12
Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
2
12
Двигательное развитие
2
2
2
2
2
2
12
Предметно-практические действия
2
2
2
2
2
2
12
Коррекционно-развивающие занятия
2
2
2=
1+ 1
2
2
2
12
Всего
31
31
31
33
33
33
192
12
Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
7
организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение
занятий в рамках внеурочной деятельности.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 дополнительном и 1 классе - 33 недели.
Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
Обучение в 1 дополнительном и 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
требований:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену,
обучение в первом полугодии: в сентябре - октябре - по 3 урока в день по 35 минут
каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4
урока в день по 40 минут каждый;
в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее
40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.
.Занятия начинаются не ранее 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
8